Существуют несколько уровней контроля рабочего времени:
- контроль времени, проведенного на рабочем месте ― характерен для госучреждений, где сложно оценить KPI сотрудника какими-то количественными показателями;
- контроль эффективности сотрудника вне зависимости от затраченного им времени и графика работы ― используется для проектной работы, где главное — решить задачу и уложиться в дедлайн;
- комбинация контроля продолжительности рабочего времени и того, что делает сотрудник на рабочем месте ― используется в большинстве крупных организаций и предприятий.
Выбор зависит от системы организации бизнес-процессов и труда в организации:
- график работы — строго нормированный день или гибкий;
- необходимость контроля рабочих процессов на компьютерах сотрудников;
- характер работы сотрудников ― разъездной или стационарный;
- работают ли все сотрудники в офисе или есть удаленщики в штате;
- методика оценки KPI сотрудников.
Если вы только начинаете наводить порядок в коллективе, то логично на первом этапе внедрить контроль
продолжительности рабочего времени. Вы увидите, кто регулярно опаздывает, задерживается с перерыва или уходит раньше, кто не справляется со своими обязанностями и часто задерживается в офисе.
На основе этих данных уже можно повысить трудовую дисциплину, а также подумать о корректировке должностных обязанностей и системы оплаты труда.
Второй логичный шаг — внедрение
контроля эффективности работы сотрудников. В этом случае обычно отталкиваются от ключевых показателей, формирующих KPI работника.
Например, в неделю необходимо сделать 30 холодных звонков, отправить 10 КП, заключить 5 договоров. Для контроля эффективности проверяем, чем занимается сотрудник в рабочее время: прямыми обязанностями в течение всего рабочего дня каждый день или работает неритмично и выполняет норму в последний момент.
Если обнаруживаем второй вариант, то это отлично! Здесь скрыт большой потенциал: норматив нуждается в доработке, а сотрудник в контроле. Установив реальный норматив и контролируя работу сотрудника, мы неминуемо повысим эффективность и прибыль организации.
Теперь давайте рассмотрим способы контроля подробнее и разберём плюсы и минусы каждого.